Изучение средств художественной изобразительности на уроках словесности

Обобщение опыта работы по проблеме

"Изучение средств художественной изобразительности на уроках словесности"

Демократизация общественной жизни, гуманизация образования создала предпосылки для сближения школьного преподавания русского языка и литературы, усиления их практической направленности. Это нашло своё отражение и в материалах ЕГЭ по русскому языку и литературе. В части С выпускникам предлагается написать сочинение-рецензию по русскому языку и интерпретировать художественный текст по литературе., т.е. выразить своё отношение к обозначенным в тексте проблемам, продемонстрировать понимание выбора автором стиля и типа текста, оценить его речевое оформление, отметив речевые средства и их функции в тексте. Таким образом, основным предметом рассмотрения на экзамене становится язык как материал словесного произведения и произведение как целостное единство идейно-смыслового, эстетического и словесного выражения. Часть этих сведений действительно содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и литературе, но системы, позволяющей учащимся приобрести компетенции для самостоятельного постижения содержания, идеи и эстетических качеств произведений словесности, нет. Программа и учебники по русскому языку предусматривают изучение строя языка, а не употребления. Программа и учебники по литературе рассматривает литературное произведение как создание определённого писателя, а не произведение словесного искусства, материалом которого является слово.

В результате опытно-экспериментальной работы в Первой университетской гимназии имени академика В.В.Сороки, реализующей Концепцию развивающего обучения старшеклассников в условиях положительной адекватной мотивации учения теоретическим основанием которой служит барьерная педагогика (А. С. Гормин "Теоретические основы обучения и воспитания одарённых детей в парадигме барьерной педагогики" Великий Новгород, РЦРО, 2002), планируется создать программу "Основы русской словесности", методическое и дидактическое её оснащение. Русская словесность рассматривает язык как материал словесности, отличающийся богатейшими фонетическими, лексическими, фразеологическими, словообразовательными, грамматическими ресурсами, разнообразием форм словесного выражения содержания, специальными изобразительными средствами, и произведение словесности как органическое единство идейно-художественного содержания и словесной формы, выражающей содержание, как явление искусства слова. Этого и требует сегодня государственный стандарт по русскому языку и литературе. И это поможет ученику, творчески овладевающему родным языком, освоить способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.

В данной статье хочется предложить вниманию из опытно-экспериментальных материалов авторскую разработку по теме "Сравнение как средство художественной изобразительности". Эта тема, безусловно, важна, так как данное понятие лежит в основе многих изобразительно-выразительных средств языка.

Изучение любого понятия целесообразно начинать с его определения:

сравнение - это изобразительный приём, основанный на сопоставлении двух предметов, явлений, состояний, их качеств, действий с другими предметами, качествами, действиями с целью ясно представить объект сравнения. При этом нового понятия не образуется, сравниваемые явления остаются как самостоятельные. Для более чёткого представления, что такое сравнение, хочется порекомендовать следующую схему:

Сравнение

Объект сравнения                      Признак сходства                       Образ сравнения

               Анализ сравнения в приведённом стихотворном отрывке будет выглядеть так:

Нахмуренное, с прозеленью, небо,

Во мгле, как декорации, дома,

Асфальт и воздух пахнут мокрым снегом,

И веет мокрым холодом зима.

 

Объект сравнения:                          Признак сходства:                      Образ сравнения:

дома на тёмной улице                 неясность очертаний,                             декорации

        необычное освещение,

   создающее иллюзорность картины

       дома                                                      во мгле                                          как декорации

 

После объяснения учителя подобные примеры можно предложить для тренировки учащимся:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

 

Сравнения играют огромную роль в речи. Многие сравнения входят в нашесознание с раннего детства. Помните "Майдодыра" К. Чуковского, где "подушка, как лягушка, ускакала от грязнули"? Или "Федорино горе"? Там "как чёрная железная нога, побежала, поскакала кочерга". Какую наглядность придают речи эти тропы!

Одно дело сказать: он бежал очень быстро, другое: "Он бежал быстрее, чем лошадь" (Александр Пушкин). Благодаря сравнению фраза становится более конкретной и наглядной. Ведь перед нашим внутренним зрением предстаёт не только бегущий человек. Мы видим и несущуюся по ветру лошадь. В этом и заключается выразительная сила сравнения, заставляющая читателя представить сразу два предмета - описываемый и тот, с которым он сопоставляется.

Не случайно сравнение считают одним из самых сильных средств изобразительности. А вот как интересно определяет сравнение К.Паустовский в повести "Золотая роза":

 Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи. Астронома Джинса спросили однажды, каков возраст нашей Земли.

  -Представьте себе, - ответил Джинс, исполинскую гору, хотя бы Эльбрус на Кавказе. И вообразите единственного маленького воробья, который беспечно скачет и клюёт эту гору. Так вот, этому воробью, чтобы склевать до основания Эльбрус, понадобится примерно столько же времени, сколько существует Земля.

Сравнение нередко выполняют в речи разъяснительную функцию, что значительно расширяет рамки их применения. Это изобразительное средство может быть использовано в разных стилях речи. К сравнениям часто обращаются учёные. Вот, например, как с помощью сравнения описывается устройство кристалла в одной из научно-популярных книг:

 Как же устроен кристалл? Идеально упорядоченно, как забор, как пчелиные соты, как кирпичная кладка…Кристалл - символ идеального порядка. Так же, как газ - символ хаоса.

В.Белинский широко использовал сравнение в критических статьях:

 Он ( стих Пушкина) нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря.

Самое широкое применение получает сравнение в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство.

После предложенной информации необходимо приступить к формированию умения использовать сравнения в речи с помощью следующих заданий.

  • Определите понятия из филологии с помощью сравнения.
  • Охарактеризуйте с помощью сравнения стих Александра Пушкина в стихотворении "Пророк", "Зимнее утро" или в любом другом стихотворении любого другого автора на выбор.
  • Докажите с помощью примера из газет или журналов, что сравнения широко применяются в публицистическом стиле.

Учащихся часто интересует проблемный вопрос, все ли сравнения являются тропами. Для ответа на него можно предложить проанализировать данные ниже предложения на предмет наличия в них сравнения, художественного образа.

  1. Морозило сильнее, чем с утра.
  2. Ночью лететь было труднее, нежели днём.

 

Нетрудно заметить, что в данных предложениях присутствуют сравнения, но они не являются образными. Следовательно, эти сравнения нельзя отнести к тропам.

Сравнения очень разнообразны по содержанию и структуре. С многообразием сравнений по содержанию целесообразно познакомить учащихся с помощью таблицы

Объект сравнения                       Признак сходства                         Образ сравнения

предмет;                                                цвет,

явление;                                                 запах,

состояние природы, человека;            вкус,

качество предмета;                              форма,

характер действия                                функция и т. д.

 

А проверить качество усвоения материала на следующих упражнениях:

перед вами цитаты из произведений большого мастера художественного слова К.Паустовского, горячо любившего русскую природу. Вставьте подходящие по стилю сравнения, охарактеризуйте по содержанию объект сравнения и признак сходства. Сопоставьте собственный образ сравнения с образом К.Паустовского.

  1. Густое, как …, море. ( "синька", предмет, цвет)
  2. Запах рассола, острый, как … . ( "нашатырь", предмет, запах)
  3. Ветла, усыпанная серебряными барашками - мягкими на ощупь и тёплыми, похожими на … … … .( "птенцов крошечной птицы", предмет, форма)
  4. Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто … … … то один лист, то другой. ( "трогает мягкой лапой", характер действия).

Изучение структуры сравнений следует начать с предложения теоретического материала, но его можно прерывать исследовательской деятельностью:

  • Сравнение оформляется с помощью сравнительных союзов как, как бы, как будто, ровно, словно, точно, чем, нежели и др.

Задание:

Определите стилистическую принадлежность этих союзов.

  • Я сам тоже пахал, сеял, косил и при этом скучал и брезгливо морщился, как деревенская кошка, которая с голоду ест на огороде огурцы. (Чехов).
  • Млечный путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. (Чехов).
  • Пруд как блестящая сталь. (Фет).
  • Сегодня дождь льёт как из ведра.

Задание:

Определите, какими синтаксическими конструкциями являются в данных предложениях сравнения, объясните знаки препинания. Проанализируйте сравнения с точки зрения образности.

  • Особенно следует выделить сравнения с союзом что.

О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

                                                    (И. Северянин)

  • Возможны и бессоюзные сравнения.

У меня ль молодца кудри-

Чёсаный лён.

                      (Н.Некрасов)

Заутра казнь,

Привычный пир народу.

                      (А.Пушкин)

  • Следует выделить сравнения с использованием формы творительного падежа.

Из окна коричневая пашня

Грандиозной плиткой шоколада

 на зелёной скатерти травы.

                                                    (И. Северянин)

  • Часто встречаются сравненияв форме винительного падежа с предлогом "под".

Сергей Платонович … сидел в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями.

                                                                                                                             (М.Шолохов)

  • К сравнениям можно отнести и обороты с использованием сравнительной степени прилагательного или наречия.

Графиня была бледнее своего платка.

                                                    (А.Пушкин)

Звёзды светили ярче фонарей.

  • Сравнения образуются и с помощью слов, указывающих на схожесть явлений: похож на, напоминает, кажется, подобно, подобный, можно сравнить с и т. п.

Оттуда видно поезд, который издали похож на ползущую гусеницу.

                                                                                                                             (А.Чехов)

  • Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

                                     (А.Пушкин)

  • Сравнение может быть развёрнутым, если оно касается не одной какой-либо стороны явления, а ряда сторон. В этом случае оно обычно строится с помощью союза так.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! - матросы вдруг кидаются,, ползут

Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны!

                                                                                 (А.Пушкин)

  • Сравнения бывают прямые и отрицательные. В отрицательных сравнениях явления сопоставляются не прямо, а через отрицание их схожести. Отрицательные сравнения часто встречаются в фольклоре и редко в литературе, только в случае стилизации.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

                                                    (М.Лермонтов)

  • Сравнение бывает неопределённое, выражающее превосходную степень состояния, высшую оценку описываемого, не получающее, однако, конкретного образного выражения.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит… чёрт знает как?

Я иду, головою свесясь…

                                                    (С.Есенин)

Сравнения обладают огромной художественной силой. Но художественная сила сравнений как выразительного средства зависит от их неожиданности, новизны. Наше воображение не поразит сравнение румянца с розой, глаз с голубыми небесами. Ребятам на этом этапе изучения материала будет интересно попробовать свои силы, самое время им предложить творческие задания:

Вставьте подходящие по стилю сравнения. Сопоставьте их с авторскими с точки зрения выразительности. Охарактеризуйте по содержанию и структуре.

  1. Спина его ссутулилась круто, словно … (К.Федин) (за шиворот сунули подушку, характер действия, сравнительное придаточное)
  2. … мчится по земле белая позёмка. (С.Маршак) (змейкой, форма творительного падежа, особенности движения предмета)
  3. Из мрака куст ползёт, … (В.Луговской) (мохнатей медвежонка, сравнительная степень прилагательного, сходство по форме)
  4. Кленовый лист напоминает нам … (Н.Заболоцкий) (янтарь, с помощью слова напоминает, сравнение предметов по цвету)
  5. …, …,

Что за жизнь, когда в бою

За чужим огнём услышишь

Артиллерию свою.

                                                           (А.Твардовский) (Не расскажешь, не опишешь, неопределённое сравнение, передача состояния человека)

 

В индивидуальных, новых, ярких сравнениях особенно отчётливо отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнения в значительной мере определяют особенности стиля писателя.

Задание:

  • Проведите исследование на тему: "Образные сравнения в творчестве А.Пушкина (М.Лермонтова, И.Бунина, С.Есенина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Маяковского, Б.Пастернака или др.)"
  • Представьте собственные произведения с использованием образных сравнений, обоснуйте причину их употребления.

Нельзя обойти вниманием и стилистически неоправданное употребление сравнений. Здесь снова необходимо направить учащихся на аналитическую работу и предложить им проанализировать целесообразность употребления данных сравнений:

  • Как саранча, летел он на свидание.
  • Мечта о перевороте безжалостно смята царизмом, как бывает сорван порывами бури нежный пух одуванчика.
  • Катерина в "тёмном царстве" как безгрешная жертва, задавленная палачом Кабанихой.

Над подобными сравнениями смеялся А.Чехов и пародировал их: "Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас".

М.Горький заметил по поводу сравнения мечты о перевороте с нежным пухом одуванчика: "Движение 1905 - 1906 годов нельзя и смешно сравнивать с одуванчиком… Для того, чтобы разнести семена одуванчика, - не требуется порыва бури, а достаточно дуновения ребёнка".

Подобные высказывания достаточно часто встречаются в школьных сочинениях у авторов, желающих "украсить" свой слог. Надеемся, что наши ученики после изучения данной темы не уподобятся этим авторам.

В завершении работы необходимо предложить тренировочные и задания для самостоятельной работы.

Тренировочные задания.

Учащимися одной группы называются любые объекты сравнения - учащимися другой группы придумываются к ним образы сравнений и объясняется, на основе каких признаков сравнение проведено. Учитель отбирает объекты сравнения с учётом их разнообразия (предмет, явление, состояние, качество, характер действия).

Учащиеся одной группы называют образы сравнения - учащиеся другой группы восстанавливают к ним объекты сравнения.

Учащиеся одной группы называют признаки, на основе которых должны создаваться сравнения - учащиеся другой группы подбирают объекты сравнения и образы сравнения.

(Выполняются устно).

Задания для самостоятельной работы:

Вставьте сравнения, на ваш взгляд, подходящие по стилю. Охарактеризуйте их по содержанию и структуре.

1 вариант.

  • Как …,

Чёрный танк наползал жужжа.

                                            (А.Сурков)

  • На глаза …

Похожи твои глаза.

                                            (А.Ахматова)

  • … серебрится

Его бобровый воротник.

                                            (А.Пушкин)

  • Жеребец под ним сверкает

… .                                       (Э.Багрицкий)

  • Руки милой - … -

В золоте волос моих ныряют.

                                            (С.Есенин)

Ответы: огромный навозный жук, осторожной кошки, морозной пылью, белым рафинадом, пара лебедей.

2 вариант.

  • Долгие дни короткие,

Ветви ивы скрещены,

Чёрные и чёткие,

Словно …

                                            (Н.Матвеева)

  • Тогда я демонов увидел чёрный рой,

Подобный издали …

                                            (А.Пушкин)

  • И осень …

Вступает в пёстрый терем свой.

                                            (И.Бунин)

Вылупились вербные цветы.

                                            (Вас. Фёдоров)

  • Зима была такой молоденькой,

Такой весёлой и бедовой!

Она казалась мне …

… … …

                                            (Ю.Панкратов)

Ответы: в небе трещины, ватаге муравьиной, грустною вдовой, жёлтыми мохнатыми шмелями, молочницей с эмалированным бидоном.

Дидактическая система, разрабатываемая опытно-экспериментальным путём, призвана помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания; творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности учащегося.

Наверх

Вход на сайт